Комбик для басухи

Усилитель для бас гитары.

Кроме хорошего инструмента необходим хороший усилитель. Следует уделять не меньше внимания усилителю, чем бас-гитаре, т.к. это - второе звено цепочки. Для начинающих я рекомендую combo-amp ("комбик"), т.е. усилок и динамик в одном ящике. Такого зверя удобно переносить, подключать, да и стоят они меньше всех остальных вариантов.

МОЩНОСТЬ. Это очень важно. Если вы планируете рано или поздно играть с акустическими барабанами то вам нужно минимум 100 Watt! Это немало и недёшево, но иначе вас просто не будет слышно. Маленькие "practice amp" комбики обычно плохо звучат и пригодны только для игры одному. Однако, если вы собираетесь только записывать, то можно обойтись и маленьким. Следует отметить, что мощность не соотносится 1:1 с громгостью. Однако большая мощность обычно позволяет иметь более чистый звук на большей громкости. Лучше всего купить настолько мощный усилок, насколько хватит денег

РАЗМЕР ДИНАМИКА (он же "speaker", он же "driver"). Чем больше размер, тем больше бас! Так говорит физика. Но это не наше дело. Мой выбор - 15". 15-ти дюймовые дают мощный "boomy" бас. Это, кстати, не всем нравится, так что некоторые предпочитают 12". Я не советую брать ничего меньше. Так же очень важно количество динамиков. Конечно многие обходятся одним в комбике , но есть комбики с двумя и более. Один динамик может звучать громче, но 2 и более в любой день недели будут звучать ЛУЧШЕ и полнее, так как увеличивается "присутствие" (presence). Поэтому на сцене многие используют по 4, 8 и более динамиков для баса или гитары.

EQUALIZER. Советую выбирать комбик с мин. 3-мя ручками EQ (Low, Mid, Hi). Ещё лучше- 4: Bass, Low Mid, Hi Mid, Hi или Low, Mid-level, Mid-freq, Hi ( this is the best, with Parametric Mids!). Ну а лучше всего - Graphic EQ, но это обычно дорого. Как ни странно, но средние частоты в басе, как и во многих других инструментах, очень важны. Они позволяют инструментам "прорезаться" через прочий "шум". Часто бывает, что бас чувствуется (за счёт вибраций), но не воспринимается ухом, т.е. не слышен "музыкально". Этого следует избегать. Многие комбики, как например мой, имеют "Shape" ручку. Это такой хитрый mid-range control, чтобы подстраивать зук под конкретное помещение.

OUTPUTs. Многие комбики имеют выход "line-out". Это очень полезная вещь для записи или для концертов. Этот выход позволяет взять сигнал (до усилителя) и послать его на запись либо на звукосистему зала (PA). Если в ваших планах выступения и/или запись, то выбирайте комбик с таким выходом. Некоторые из них - 1/4" так же как guitar cable, а другие - XLR, т.е. 3-жилы, он же "balanced out". Balanced выглядит так же, как зад микрофонов. Это лучше, чем 1/4".

CABINET DESIGN. Важно как собран корпус. Различают "closed-back" design, то есть в корпусе нет отверстий. Это хорошо для гитар, но в случае бас-гитары такая конструкция "запирает" низкочастотные вибрации внутри, так что такой комбик может иметь не очень чистый звук. Другой вариант это - "ported" cabinet design. Это значит, что имеются отверстия для выхода воздуха. Это либо круглое отверстие сзади (фазоинвертер), либо прямоугольные или круглые отверстия впереди, снизу или по сторонам динамика. Я предпочитаю "ported", но это дело вкуса.

Будьте готовы потратить $200-300. Если потратите меньше вначале, то, скорее всего, потом потратите больше!

Комбик следует выбирать уже имея ВАШУ бас-гитару в руках и включая ЕЁ в комбик. Советую сравнивать комбики в одном и том же помещении, с ручками на гитаре и комбиках установленных так же, на одинаковой громкости. И следите, чтобы продавец вас не ввёл в заблуждение, манипулируя ручками, особенно EQ! Слишком много средних может звучать "boxy", короче, паршиво. Да, и не стесняйтесь включиться погромче, обратите внимание есть ли искажения на большой громкости. Это особенно полезно при покупке подержанного усилка, т.к. можно нарваться на испорченный динамик или усилитель.

Вот компании которые делают неплохие комбики:
HARTKE
©Hartke
HARTKE-делает довольно дорогие, но очень хорошие комбики с АЛЛЮМИНИЕВЫМИ динамиками. Такие динамики не боятся перегрузок. Я до сих пор играю на Hartke Kickback 15". Стоит он $499. Kickback также бывает 12", но всего на $50 дешевле. Они оба 120 watt. Balanced Line-out XLR. 3-band EQ & Shape. Эти комбики могут играть роль bass-monitora на сцене, т.к. они откидываются на 45 градусов. Это очень полезно для живых концертов. Эти комбики, как и многое, что делает Hartke, - "ported" cabinet design.  

SWR  делает очень хорошие усилители, их стоит рассмотреть. Хорошая модель:

 
Working Man's 12
©SWR
[Working Man's 12] и 
[Working Man's 15], они похожи
на Hartke Kickback, но кроме того:
1)имеют маленький высокочастотный
динамик "tweeter", что очень хорошо
для звука, особенно "slap-bass".
2)Возможность добавить ещё динамик:
сам по себе комбик - 160 Watt, но 
если добавить ещё Extension cabinet,
то он даст 200 watt.

Также в них имеются Balanced Line-out XLR, tuner out, Input Gain - очень хорошая ручка, контролирует входной сигнал, чтобы не перегрузить электронику и динамик. Эти комбики тоже "ported" cabinet design.
Стоят они ~$550.

Fender
©Fender

FENDER делает комбики, но 
что-то они мне совсем не 
нравятся. Они имеют 
"closed back design" и звучат
слишком "грязно", но некоторым
нравится. 
PEAVEY
©Peavey
PEAVEY, как всегда, король дешёвых
инструментов. Можнно купить огромный
комбик за не очень дорого,
особенно, если подержанный. Говорят,
что они и звучат неплохо и не 
ломаются никогда, но я с ними тоже
не очень знаком.

 
AMPEG
©Ampeg
AMPEG имеет очень хорошую репутацию. У меня никогда не было их аппаратуры, Но всё, что я включал в магазинах звучало Очень хорошо. И довольно дорого.

Как всегда, хорошую покупку можно сделать, приобретя использованную аппаратуру, но это стоит делать только если это НАМНОГО дешевле, так как в большинстве случаев вы не будете иметь гарантию Тогда, если ваш комбик сгорит, то плакали ваши денежки. Опять же, выбирайте хорошую фирму, чтобы иметь хоть "гарантию" надёжности.

Все эти советы, конечно - моё собственное мнение, так что судите сами и потом не жалуйтесь. Выбирать всё равно вам. На ошибках учаться. Этого в музыке не избежать.

Вот вроде и всё, Давайте теперь поиграем...

© 1999 Khay

© 1999-2013 Russian Rock Club of America, Inc.
All Rights Reserved