Третий Фестиваль Русского Рока в Америке (отчёт от Биг-Бита)


Всё обломалось в доме Смешальских... Звонит в панике Науфан и объявляет, что ЦэБэГэБэ накрылся медным тазом. Вернее, не совсем накрылся, а только частично, в воскресенье. Менеджеры клуба "забукали" (очередной науфанологизм) какой-то благотворительный концерт и даже не сочли нужным нам об этом сообщить. Узнаём мы о произошедшем лишь случайно беседуя с чуваком, сдающим нам в аренду аппаратуру. "Как там, - спрашиваем, - у нас в воскресенье, без проблем?" "В воскресенье?" - чувак говорит, - "a в воскресенье у меня концерт в CBGB ". "Как так? Это у нас концерт в СBGB !" "Да нет, там другой какой-то..." Звоним в клуб. "Ах, да, ошибочка. Но вы ведь не обижаетесь, да? Мы вам дадим любой другой день и всё будет ОК, правда?"

ААААААААА!!! До Фестиваля осталось меньше недели, реклама в газетах, по радио, люди заранее покупали билеты по интернету, группы приезжают из других городов и даже других стран... Кто тут виноват, ясно. Но что же делать? Спокойствие, только спокойствие! Всё это пустяки и дело житейское! Кто неустанно борется со всеобщей апатией и собственной ленью во имя русского рока? Кто после первого фестиваля сидел в машине всю ночь, охраняя аппаратуру? Кто таскал 100-ваттные "Маршаллы" по лестнице на пятый этаж и обратно? Кого не остановят даже убытки, ударившие по собственному карману с силой атомной бомбы? Супер-Орки to the rescue !

И прилетели Супер-Орки, то бишь орг-комитет, и всё в итоге уладили. Уломали клуб, чтобы они нам всё же предоставили помещение, которое они нам давать не хотели. Правда, пришлось срочно разделять участников фестиваля на тех, кто может выступать в CB ’s 313 Gallery и тех, кто, изза специфики этого клуба, не может. Ведь CB ’s 313 Gallery , в отличие от основного CBGB , расчитан только на акустику, там даже полноценные барабанные установки запрещаются, кроме щёточек и мелкой перкуссии. Эх, хотелось бы засадить им, гадам, нашу группу "Caput Mortum " по самое оно, чтобы разнесли там всё в пух и прах брутальным металлом. Но пожалели, блин. Добрые мы, орки, добрые. "Caput Mortum " и прочий тяжеляк перенесли на субботу, а в воскресенье собрали всю акустику и группы , которые согласились играть в стиле unplugged . Но не бывает худа без добра. Фестиваль получился не просто двухдневным, а разделённым на два тематических отделения. Зрители имели редкую возможность колбаситься по -чёрному всю субботу и спокойно «отходить» под более лёгкую музыку в воскресенье.

В процессе скоропостижной перетасовки участников, мы потеряли Пайка. В субботу, как изначально планировалось, мы его выпустить уже не смогли, а в воскресенье он, ко всеобщему сожалению, выступить не смог. Мы хотели оплатить ему такси, чтобы он всё же успел объявиться и хоть немного попеть, но Пайк принципиально отказался. Отработанная им с группой программа накрылась, а сам он петь не захотел. Нельзя сказать, что отряд не заметил потери бойца. Ребята спрашивали, интересовались. Из всех неприятностей, предоставленных нам клубом CBGB вкупе с воскресной неразберихой, это, пожалуй, было самым неприятным последствием.

Также не смогли приехать многие другие группы, которых мы с нетерпением ждали целый год. Группа "Tzefa " так и не успела разобраться со своим новым составом и подготовиться к концерту. Распалась замечательная канадская группа "Кубзавод", которая поставила всех на уши на нашем Втором Фестивале. Была объявленна "временно закрытой" другая канадская группа, "Гл.А-З" (Монреаль) и, хотя некоторые остряки шутили, что "Гл.А-З" заплыл, было не смешно. Скрылись в какой-то студии "Cooky Conspiracy ", работая над новым альбомом. Не сложилось с датой выступления у кливлендской группы "Намёк". А у бостонских "Taylor Street " кто-то собрался жениться именно в эти выходные. Такие вот всяческие жизненные печали и радости. Как говорил Джон Леннон, жизнь – это то, что с нами случается, пока мы строим иные планы.

Зато в этот раз на Фестивале было много новых и интересных исполнителей. Славно выступили "GoodSwan " (Нью-Йорк), задав драйв всему субботнему концерту. Порадовали нестандартным подходом и интересными аранжировками "Собаки Павлова" из Торонто. Добавились и женские голоса и лица: Настя со своей группой "Чередование" из Бостона, которые дебютировали в новом составе, и наша Нью-Йоркская Женя Гаврилец, которая сотрясла CB ’s 313 Gallery таким мощным вокалом, что ей апплодировали даже с улицы.

Суббота, день первый

Захожу в клуб. Обнаруживаю, что ни одного нашего плаката они так и не повесили, хоть и обещали. Анка-Радуга вручает мне мой организаторский пропуск. В тёмном зале пусто. На сцене проходит sound check группа "GoodSwan ". Снуёт вокруг звукооператор, подключая микрофоны. За всем этим следит Науфан со своим неизменным фотоаппаратом. За столиком сидит Михалыч, с такой же неизменной косухой. Разворачиваю и вывешиваю над сценой флаг Рок-клуба.

Начинают заползать первые посетители. К началу концерта в зале ещё никого нет, и мы немного волнуемся. Но публика постепенно заполняет зал, и к тому времени, когда "GoodSwan " открывают фестиваль, на сцену уже напирает народ. Главный "лебедь", Попович, размахивает руками, как крыльями, продолжая при этом извлекать мощные звуки из своего "Телекастера". Заводная энергия группы сразу передаётся залу. Снова стены CBGB сотрясает русский рок. Ну, поехали!

Вторыми выступают "Чередование" (Бостон). На сегодняшний день их солистка, Настя, является одной из самых ярких личностей в русском роке Америки. И пусть неизбежные сравнения с Агузаровой, Полевой и Земфирой никого не смущают, Настя – именно личность, единственная и неповторимая, и песни её тоже абсолютно уникальные. Группа "Чередование" уже успела заявить о себе. Они успешно выступали на разогреве у таких известных комманд, как "Ленинград" и "Центр", а также в июле этого года проехались мини-туром по Америке вместе с "Интерзоной". На нашем Третьем Фестивале, группа дебютировала в новом составе, и музыканты заметно волновались. Тем не менее, играли они здорово. Те, кто помнят их по концерту в Elbow Room этим летом, наверно даже и не заметили разницы, настолько всё было слаженно, а те, кто увидели группу впервые, наверно просто сразу стали фанами.

На прошлых наших фестивалях существовало такое явление: каждый, кто помогал поднести аппаратуру или два раза постукивал по бонгам, уже считал себя музыкантом и требовал бесплатного прохода на концерт. Или ребята просто эластично записывались в guest list как "Имярек и компания". В итоге, каждый, кто хоть кого-то знал, проходил без билета, а организаторы несли убытки. На этот раз, мы отнеслись к этому делу серьёзно и потребовали у групп списки гостей заранее. Каждый музыкант или организатор мог провести не более одного человека. Было весьма потешно наблюдать за теми, кто в этот раз пытался заполучить пропуск, не будучи указанным в списке. Организаторы сделали за вечер всего три исключения для тех, кто действительно мог бы быть в списке изначально и вполне заслуженно, а остальным "зайцам" пришлось покупать билеты. Впервые за всё время, мероприятие окупилось и мы даже заработали немного средств на выпуск диска. Гм, интересно почему...

Настя и компания сходят со сцены и их сменяют наши гости из Торонто, "Собаки Павлова". Я эту группу видел на фестивале "Загар" в прошлом году и уже имел представление о том, что следует ожидать. Прикольно было стоять и наблюдать за реакцией тех, кто слышит эту музыку впервые. Потому что это – что-то неописуемо оригинальное. Тут и фолк, и прогрессив, и чисто русская мелодичность – музыка абсолютно нестандартная. На улице ко мне подошел какой-то американец и спросил, что это за музыка. Я рассказал ему вкратце про русский рок, про клуб, про Фестиваль и немного про "Собак Павлова", которые как раз играли. Человек, который абсолютно случайно проходил мимо, зашёл, купил билет и с удовольствием слушал музыку. Что ни говори, музыка – язык абсолютно интернациональный, а рок – это сила!

" Гальперин! Где Гальперин? Вы следующие!" "Нью-Йорк, встречайте Сергея Гальперина и группу "За"!" Как и на прошлом Фестивале, наши чикагские друзья и в этот раз выступили с полным успехом. Ребята также привезли кучу своих дисков и раздавали их бесплатно. Думаю, что все были "за", и никто – против.

Народ продолжает прибывать. Клуб забит до отказа и протиснуться к выходу уже не так просто. На улице на видео толпу снимают корреспонденты от теле-канала RTVi , берут интервью у публики и музыкантов. Конкретно сказать, когда ожидать репортаж, они мне не смогли, но надеюсь, что скоро.

Что, говорите, "тяжеленького" не хватает? А ну, где там наши металлисты? С первых нот от группы "Caput Mortum ", зал пришел в неистовство. Стулья полетели в стороны и перед сценой образовался mosh pit . Озверевшие headbanger -ы скакали как стадо слонов, прижимая к стенкам более робкую публику. Солист группы тряс головой так, что его лица не было видно сквозь дымку метрового хаера, а рёв, исходивший от сцены, бил по ушам отбойным молотком. "Надеюсь, что не осталось никаких сомнений, кто круче всех сегодня выступил!", заявил басист, когда смолк последний аккорд. Никто не посмел с ним спорить.

В перерывах люди устремляются обратно на улицу, так как в самом клубе нельзя курить. А на улице, нельзя пить. Каждый, наверное, так и стоял бы на пороге с сигаретой в одной руке и алкоголем в другой, соблюдая строгий баланс, если бы это было возможно. Но таков закон. Приходится считаться.

Металлистов сменяют наши весёлые "Бoсса Нoга", уже легенда Нью Йоркской рок-тусовки. По привычке многие называют группу "Waterwalls ", хотя они уже не первый год, как сменили название. Состав группы тоже весьма текучий и меняется от выступления к выступлению. Но, кто бы ни играл в данный момент в группе, ясно одно: "Бoсса Н га" – это заводная энергия, которая никого не оставляет безразличным. В этот раз "Боссаножки" отличились, у них была целая духовая секция: саксофон, тромбон и труба. Не группа, а целый оркестр. И на бассиста, Антона, тоже можно было заглядется. То, что он вытворяет со своим шестиструнным басом, мало кто может повторить. Именно Антона взял в состав своей группы Сергей "Чиж" Чиграков, когда приезжал к нам в Нью-Йорк в прошлом году. Но главное зрелище в этот момент было не на сцене, а слева от нее. Там сидели участники группы "Интерзона" и спокойно наблюдали за тем, как их гитарист, Вал, приматывтал свою чувиху к колонне изолентой.

Специально к Фестивалю мы напечатали наклейки с эмблемой рок-клуба. Пора начинать мыслить коммерчески, решили мы. Наклейки можно продавать по доллару штука и это окупит некоторые наши расходы. Ага, сейчас, разбежались. Наклейки все тоже норовили заполучить бесплатно. Чтобы как-то привлечь внимание, я посадил на плечи Белку и мы вопили на весь квартал "Ка-а-а-му наклейки?", "Рок-клуб по частям продаём, всего один доллар!" и "Кто возмет наклеек пачку, тот получит водокачку!". Спасибо всем, кто всё таки покупал у нас наклейки. Остальные предпочитали нас просто фотографировать. Ну, понятно, Биг Бит с Белкой на шее – это зрелище. В итоге, наторговали баксов на двадцать. И то – неплохо. Каждая заработанная клубом копейка приближает нас к выпуску диска. Надеемся, что сборник рок-клуба будет расходиться лучше, чем эти грёбаные наклейки.

Группу "Table Dreams ", думаю, представлять не нужно. Их нужно слушать. И смотреть. Потому что скачущий по сцене в длинной юбке Азаров с перекошенной в экстазе рожей и басом наперевес – это что-то неописуемое. Народ колбасился так, что, если после предыдущих групп ещё что-то оставалось нераздавленным, то после "Table Dreams " вообще камня на камне не осталось. Они просто всех добили. А когда группа заиграла свой главный хит, "Immigrant Song ", весь зал взревел. Знай наших!

После этого побоища, посетители уже просто опускались на стулья в изнеможении, а многие не выдержали и начали расходиться по домам. И зря. Потому что у нас в запасе оставалась ещё одна группа, "95 Blues Berry Way " из города Роквилль (Мэрилэнд). Они играли спокойный рок в классическом стиле, который пришелся как раз кстати для завершения бурного дня. А день уже действительно завершился и наступило завтра. Но мы этого не заметили, потому что на часы никто не смотрел. "95 Blues Berry Way " закончили свое выступление красивой песней "Mandolay ", на стихи Киплинга. На этом первый день Фестиваля подошёл к концу.

Не буду рассказывать, как мы затем плутали караваном из пяти машин по ночному Манхэттэну, как устроили замечательный afterhours у меня на дому для организаторов и музыкантов и, как "Собаки Павлова" пили водку из горла, закусывая её солёными огурцами и шоколадом, а под утро смотались в Нью Джерси, прихватив мою гитару. Могу рассказать, но не буду. Тут и так всё понятно.

Воскресенье, день второй.

Просыпался я в этот день раза четыре, когда звонил телефон. Людям на другом конце провода я, возможно, и казался соображающим и говорящим сравнительно членораздельно, но я себя таковым не считал и, уж тем более, не чувствовал, а, повесив трубку, тотчас забывал обо всём и снова натягивал на голову одеяло. В итоге, часа в четыре, всё-таки пришлось встать и принять осмысленный вид. Нашарив тапочки, я потащился в душ, затем в гараж за машиной и, наконец, заехав за Ольгой и Михалычем, в клуб.

Народ, как всегда, толпится на улице и не спешит проходить. На общем фоне выделяется Марианна, увешанная пропусками, как новогодняя ёлка. Я свой пропуск сохранил со вчерашнего дня, а многие музыканты не подумали, что пропуск им может ещё пригодиться или просто банально успели его посеять.

За клавишами на сцене уже восседает Граф Каминский, собственной персоной, и ждёт, пока люди зайдут в зал. Рядом стоит его графиня – Анна Репп – в ярко-рыжем парике и следит за тем, чтобы Каминский не напился преждевременно и вообще вёл себя прилично. Надо отметить, что Граф, эдакое современное воплощение Поручика Ржевского из анекдотов, в этот раз отличился примерным поведением – не срывал с себя рубаху и никого не домогался. На самом деле, у Андрюхи замечательные песни, и его "Я не умею соблазнять женщин" и "Конец света" проходят на ура. Некоторые дамочки делают вид, что шокированы откровенными текстами песен, но всем нравится. После выступления Анна показывает мне свою новую книгу, которую она не просто написала, а собственноручно отпечатала и переплела. Книга называется "Потя", и этим всё сказанно. Если не верите, можете почитать. Правда, вам придётся для этого связаться с Анной, так как книга существует в единственном экземпляре.

Атмосфера в клубе абсолютно другая, чем вчера, да и сам клуб другой. CB ’s 313 Gallery от CBGB всё-таки значительно отличается. Культурненько так, столики, свечки, стены белые, даже уборные сравнительно чистые и респектабельные. Плакаты, гады, опять не повесили, хотя я вчера дважды подходил и предлагал уже самому их повесить. В итоге, просто, не спрашивая, наклеиваю на дверь лист бумаги с именами групп и исполнителей. Ладно, сойдёт.

На сцене – Анатолий Курлат и Клюква. Клюква – это не название группы, а конкретный персонаж, чьё реальное имя известно очень немногим. Курлат играет преимущественно на двенадцатиструнке, Клюква – на багламе, и каждый из них является самостоятельным автором-исполнителем. А вместе, они идеально друг друга дополняют. Курлат и Клюква сопровождаются двумя перкуссионистами, которые используют всяческие экзотические инструменты, от медных индийских ступок с пестиками до австралийских диджериду. Из всех выступающих на Фестивале, это единственная группа, которая играет полностью акустику и может обойтись даже без микрофонов. Музыка тихая, спокойная, с элементами восточного мистицизма, хотя кое-где проскальзывает влияние раннего "Аквариума". Помимо красивой музыки, это ещё и захватывающее зрелище. Можно только гадать, какой инструмент зазвучит следующим и в чьих руках. Публика зачарована. "Толик, "Вудсток" давай! Для меня!" - просит Науфан, и Толик не отказывает. "На Вудсток!" - это хит, однозначно.

Думаю, не совру, если скажу, что для большинства слушателей главным открытием воскресного концерта стала Женя Гаврилец. Это её дебют в рок-клубе, она сильно волнуется и сбивается, представляя свои песни и аккомпаниатора, клавишника Алика Алабина. Но только до того момента, пока она не берет гитару и не начинает петь. Тут всё сразу встает на свои места. У Жени профессионально поставленный вокал, который отлично соответствует стилистике песен, которые она пишет. После первой же песни, зал долго аплодирует стоя. Люди, толпящиеся у бара, забывают про свои напитки. Прохожие подходят к дверям клуба и останавливаются послушать. Алик и Женя меняются инструментами и музыка продолжается. Алик – виртуоз, и сам факт того, что он Жене аккомпанирует, был достаточным для того, чтобы мы Женю взяли фактически без предварительного прослушивания. Попросили спеть пару песенок для проформы, но уже сразу было ясно, что берём. Тем не менее, успех Жени и Алика превосходит все наши ожидания.

"Это не рок, попса какая-то!" - заявляет мне Глуба-саксофонист. "А что на сегодняшний день не попса?", - спрашиваю я. "Всё попса, по большому счёту, главное, чтобы музыка была хорошая". Саша качает головой, не соглашается. Я не пытаюсь его переубедить. На самом деле, Женя в полуакустическом звучании отлично вписывается в вполне роковый стиль таких классических авторов-исполнителей как, например, Carole King , хотя, конечно, в её творчестве присутствует и некоторая театральность. Но лично я за то, чтобы толковать понятие "рок" в широком его смысле, особенно, если это просто хорошая музыка, написанная и исполненная с душой. На нашем Фестивале представлено всё, от панка и металла до восточной акустики и такого вот лёгкого бард-кабаре. Как поет Кинчев, " Всё это – рок-н-ролл" .

Зал постепенно наполняется. Не так, как вчера, но сесть уже негде. Что весьма закономерно, потому что следующая выступающая группа – это "Интерзона". Уже звёзды русского рока, и не только в Америке. Сегодня группа выступает на малой сцене в стиле unplugged , в соответствии со спецификой помещения. Но "Интерзона" даже в таком варианте сохраняет свой драйв, и ручаюсь, что в CB ’s 313 Gallery такого ещё не слышали. Не смотря на досадные технические неувязки, за которые хочется повесить за шкирку звукооператора, группа, как всегда, на высоте. А звукооператор, как оказалось, просто изчез, и его помошник нарулил на пульте такое, что звук спасти уже невозможно.

На сцену выходит Жека Кошмар. Анка-Радуга уже на взводе, а я уже просто жду, когда появится оператор, чтобы намылить ему шею. Публика, скорее всего, просто слушает Жеку и ничего не замечает, но мне уже не до музыки. Отмечаю про себя, что Кошмар исполняет свой коронный номер, Цоевский "Транквилизатор", но настроения слушать музыку уже нет. Выхожу на улицу, отлавливаю своего клавишника, Генку, и начинаем обсуждать порядок и тональности песен. Потому что после Кошмара выступаем мы, закрываем Фестиваль. Вернувшись в зал, обнаруживаю, что Кошмару вообще отрубили звук. Это, наверно, уже просто вошло в традицию, потому что то же самое произошло на нашем предыдущем концерте. Видимо, всем звукооператорам, которые в этом клубе работают, говорят: "если будет выступать Жека Кошмар, вырубайте ему звук на самом интересном месте!". Ужасно обидно за Жеку, но пусть тут остальные орки разбираются, а мне пора на сцену.

Итак, у вас только что был Кошмар, а сейчас будет вообще тихий ужас. Встречайте группу " Тихий Ужас" ! На самом деле, ужас лишь полу-тихий, так как присутствует только полгруппы. О том, что мы будем выступать на Фестивале, я узнаю лишь за пару дней до его начала. Вернее, я выступать в этот раз вообще не собирался, но приходится забивать свободный set . Ничего, позвонил Генке, один раз отрепетировали дуэтом, а дальше – полный экспромпт. Хотя всё же успел пригласить для разнообразия двоих special guests . Уже в клубе сталкиваюсь со своим гитаристом, Иосифом, который аккомпанирует на басу Каминскому. Хочешь подыграть? Гитары нет? Не проблема, отдолжим у " Интерзоны" . Что будем играть? Да все известные каверы, ничего своего сегодня мы не играем.

Проблемы со звуком продолжаются. То микрофон вырубается, то клавиши. Мне уже пофиг. Сижу за установкой, барабаню, пытаюсь держать ритм, несмотря на отсутствие мониторов. Рядом стоит слегка поддавший Буржуй и дубасит по тарелкам. Хочется его послать повежливее, я же не лезу к их барабанщику, когда он с "Интерзоной" выступает! Ну ладно, пусть парень побалуется, раз уж мы у него гитару отобрали.

Выходит к микрофону гость номер один, Дима Певзнер, и исполняет с нами свою песенку про профессора. К сожалению, в зале уже почти никого не осталось. Спасибо, Дима, хоть тебя и мало кто услышал. Да, быстренько группа "Тихий Ужас" помещение очистила! Тем не менее, те несколько человек которые всё-таки сидели до победного, неплохо повеселились и потанцевали под наши в конец разболтанные, но весёлые версии "Красной Шапочки" и "Черного Кота". "Красную Шапочку" с нами поёт Света Орнатская, гость номер два, за что ей тоже спасибо.

И на этом фестиваль подходит к концу. На сцену выходит Науфан, благодарит публику (на данный момент, лишь остальных орков и ещё человек пять зрителей) и объявляет Фестиваль оффициально закрытым. Собираем аппаратуру, разбираемся с менеджментом клуба о финансах, разъезжаемся по домам. Фестиваль, не смотря ни на какие трудности, прошел с полным успехом, и дух русского рока продолжает парить над небоскрёбами Нью-Йорка. Или это просто ночной ветерок в открытом окне моей машины по дороге домой? Не важно. Ну что, ребята, ждите теперь Четвёртый Фестиваль...

© Эдуард Питт (Big Beat )

13 РокТября, 2003
© 1999-2013 Russian Rock Club of America, Inc.
All Rights Reserved